Глава Донецкой Народной Республики Денис Пушилин ответил на вопросы корреспондента «Литературной газеты». Военные сводки обновляются ежечасно, боевые действия – в центре внимания, но то, как будут жить Луганская и Донецкая Народные Республики после окончания спецоперации, волнует местных жителей и россиян не меньше.
– Примет ли Народная милиция ДНР участие в дальнейших боевых действиях, когда вся территория Донбасса будет освобождена, чтобы помочь Российской армии завершить операцию по денацификации Украины?
– Давайте не будем забегать вперед. Операция по освобождению оккупированных Украиной территорий Донецкой Народной Республики продолжается. Она идет по намеченному плану с учетом того, что мы должны избавить мирных жителей от смертельной угрозы со стороны вооруженной агрессии киевского режима.
Сейчас наша задача – выход подразделений Народной милиции Донецкой Народной Республики на административные границы бывшей Донецкой области.
Дальше будет видно по ситуации. Республики Донбасса, как никто другой, ценят помощь и поддержку Российской Федерации, поэтому наша верность союзническому долгу безусловна.
– С какими трудностями сталкивается Республика при восстановлении нормальной жизни на освобожденных территориях ДНР?
– Отступая, вооруженные формирования Украины наносят ущерб инфраструктуре освобождаемых населенных пунктов. Они обстреливают города и районы из всех видов вооружения. Поэтому в первую очередь нам приходится налаживать жизненно важные коммуникации, восстанавливать энергоснабжение и транспортную инфраструктуру, обеспечивать людей продуктами питания, вещами первой необходимости, лекарствами, связью.
Но самое первоочередное, с чего приходится начинать после отхода линии фронта, – это разминировать территории, которые были оккупированы Украиной, создавать безопасные условия для проживания людей.
Всем этим у нас занимается специально созданный Штаб по жизнеобеспечению освобождаемых территорий. Благодаря его работе населенные пункты оперативно обеспечиваются самым необходимым.
Во многих освобожденных селах уже начата выплата пенсий, социальных пособий. Бюджетникам, которые изъявили желание продолжать работать, будет выплачиваться зарплата.
На освобожденных территориях работают приемные общественного движения «Донецкая Республика», которые собирают информацию о первоочередных потребностях людей.
Мы стараемся наладить все атрибуты мирной жизни в наших населенных пунктах, которые восемь лет были под украинской оккупацией, тем более что люди за это время очень натерпелись.
Особенно это чувствуется, например, в Волновахе. Нацисты обещали местным жителям, что если они будут уходить из города, то не оставят камня на камне. Они так и сделали. Даже больницу расстреляли прямой наводкой, хотя до этого там их кормили. От этих нелюдей жители Волновахи очень настрадались. И сейчас самая главная задача – напоить, накормить и обогреть тех, кто там остался, не захотел эвакуироваться. И как ни сложно это сделать, учитывая степень разрушений, нам предстоит восстановить город из руин.
Многое получается благодаря гуманитарной помощи Российской Федерации, партии «Единая Россия», депутаты которой во главе с секретарем Генерального совета Андреем Анатольевичем Турчаком уже неоднократно побывали на освобожденных территориях. Благодаря конструктивному взаимодействию 20 марта был доставлен первый гуманитарный груз в Мариуполь, где случилась гуманитарная катастрофа.
– Какое предположительно число граждан станет проживать в Республике, когда ее территорию освободят? Будет ли им предоставляться гражданство Российской Федерации?
– Пока этот вопрос преждевременный. Об этом можно будет говорить после выхода подразделений Народной милиции на конституционные границы Донецкой Народной Республики и установления полного контроля над ранее оккупированными Украиной территориями. Должны вернуться эвакуированные, беженцы. И только тогда мы сможем более-менее объективно назвать численность населения республики.
– Готовится ли Министерство образования ДНР к новому учебному году на освобожденных территориях? Что с кадрами? Что с учебными пособиями?
– Реанимация системы образования в освобожденных населенных пунктах – одна из важнейших задач, которую мы ставим перед собой. Уже сейчас мы собираем сведения о том, в каком состоянии находятся школы, детские сады, какой необходим ремонт, оцениваем состояние библиотек, классов и наличие кадров. Работы предстоит много с учетом того, что нацбатальоны предпочитали базироваться в школах, а уходя – расстреливать артиллерией. Я посещал школы в освобожденных населенных пунктах, общался с учителями и убедился сам, что нас ждали. В школе многие преподаватели, как могли, пытались противостоять насильственной украинизации, искажению истории.
Сегодня для них начинается новый этап – этап, на котором они смогут спокойно учить детей на родном, русском языке. Образование, школа – это ключ нашего будущего успеха, и профессия учителя должна быть одной из самых престижных и востребованных. Мы этого добиваемся нашей государственной политикой, вниманием к обеспечению школ, ростом заработной платы учителей. Что касается учебных пособий, то благодаря помощи Российской Федерации школы на освобожденных территориях будут обеспечены всеми необходимыми учебниками. Мы постоянно и во всем ощущаем поддержку от России и от ее граждан.
– Кто будет выполнять правоохранительные функции на освобожденных территориях? Не опасно ли разрешать служить в полиции бывшим украинским полицейским?
– Мы пришли к своим людям, освободив свою землю. Естественно, что в кадровых вопросах мы будем опираться и ориентироваться на местное население. Конечно, служба в правоохранительных органах требует особо тщательного подхода к кадрам, мы будем индивидуально подходить к каждому человеку. Ошибиться тут нельзя.
– Что будет с предприятиями Рината Ахметова – заводом им. Ильича и «Азовсталью», когда Мариуполь будет освобожден?
– Операция по освобождению Мариуполя продолжается. Националистические батальоны закрепились как раз в промышленной зоне, на территории металлургических комбинатов им. Ильича и «Азовсталь». А каждый из них занимает площадь порядка 10 кв. км. Сейчас там идут бои, и на данном этапе мы еще не можем оценить степень ущерба, который будет нанесен нацистами при отступлении. Только после этого мы сможем решить судьбу этих крупнейших предприятий.
– Какова будет структура экономики ДНР после того, как война завершится? Вы говорили о доведении уровня пенсий и зарплат в Республике до уровня Ростовской области. В связи с войной реализация этих планов возможна?
– Все годы конфликта мы не стояли на месте: организовали работу различных отраслей промышленности, транспорта, энергетики, концентрировались на восстановлении жилья, жилищно-коммунального хозяйства, школ, больниц, детских садов, техникумов и вузов. А их огромное количество. В результате украинской агрессии были разрушены десятки тысяч индивидуальных жилых и многоквартирных домов, более тысячи объектов социальной сферы.
В начале сентября 2021 года совместно с Главой ЛНР Леонидом Ивановичем Пасечником мы приняли Программы социально-экономического развития Донецкой и Луганской Народных Республик на 2022–2024 годы. Мы нацелены на развитие по общим экономическим правилам и в едином экономическом пространстве.
Во главу угла мы ставили и ставим повышение уровня жизни людей. Это касается как краткосрочных, так и долгосрочных планов.
Сейчас мы сосредоточены на проведении спецоперации при поддержке России и на оказании первоочередной помощи населению освобождённых территорий. Вместе с тем мы понимаем, что обязаны руководствоваться целями и задачами, которые встанут после нашей победы. Это касается и увеличения заработной платы, повышения показателя валового регионального продукта, продолжения восстановительных работ, ремонта дорожного покрытия и так далее.
В промышленности Республики мы основной упор делаем на металлургическое производство, производство кокса и продуктов нефтепереработки, машиностроение и агропром.
Президент России Владимир Путин своим указом от 15 ноября 2021 года предписал допустить на российские рынки товары из ДНР и ЛНР, а также не применять к ним товарные квоты на экспорт и импорт. Это формирует новую экономическую реальность для Донецкой Народной Республики. Мы готовы экспортировать изделия из металла, машины, оборудование, строительные материалы, продукты питания, минеральное топливо, продовольственные товары, сельскохозяйственное сырьё, лекарственные средства, текстильные изделия, обувь, мебель и многое другое.
Мы уверены в том, что после наступления мира сможем не только выйти на самообеспечение, но и помогать другим – тем, кто в этом нуждается. Так было ранее, так будет и впредь.
– Кто и как будет восстанавливать Волноваху, Мариуполь и другие города и населенные пункты ДНР, пострадавшие от боевых действий?
– У нас есть опыт восстановления объектов, пострадавших от обстрелов ВСУ. Работала специальная программа, теперь ее предстоит значительно расширить. Восстановление такого объема жилья, социальных объектов и инфраструктуры потребует огромных строительных мощностей. Думаю, без привлечения российских подрядчиков нам не обойтись.
– Какое будущее ДНР – независимое государство или вхождение в состав России? Вы лично за какой путь?
– Сегодня уже идет процесс восстановления исторической справедливости – исконно русские земли освобождаются от киевского нацистского режима.
Донбасс всегда был, есть и будет русским. Я лично выступаю за его вхождение в состав Российской Федерации. Уверен, это когда-нибудь обязательно произойдет.